16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:05, 19.03.2024

Загадки и сказки Успенского Погоста

/ Краеведение

Старинному Успенскому Погосту, расположенному в южной части Вязниковского района, посвятил книгу столичный священник Илья Воронков. Его книга «Архитектурный ансамбль села Успенский Погост» была выпущена издательством Московской духовной академии в 2022 году. Это труд обширный и обстоятельный, однако даже он не дает ответы на все вопросы, связанные с историей Успенского Погоста.

Стоит отметить, что иерей Воронков развенчивает две популярные легенды, связанные с Успенским Погостом: о том, что ныне существующий Успенский храм погоста был построен местной помещицей Марией Ивановной Римской-Корсаковой по обету о возвращении ее сына с Отечественной войны 1812 года. И о том, что в патриотическом порыве эта барыня якобы переименовала свою деревню Корсаково в приходе Успенского Погоста в Бородино.
Отец Илья упоминает, что об этом писали вязниковские краеведы Донат Обидин и Владимир Цыплев. Батюшка убедительно доказывает, что история с барыней Римской-Корсаковой не более, чем басня. Нет никаких документов о том, что Мария Ивановна участвовала в строительстве Успенского храма, нет сведений о том, что она являлась помещицей приходских селений Успенского Погоста, а деревня Бородино, до сих пор существующая неподалеку, упоминается еще в 1726 году с тем же названием и накануне
Отечественной войны принадлежала князьям Голицыным.
Кстати, можно добавить, что связь у Марии Ивановны Римской-Корсаковой с Владимирской губернией все-таки была. Ее третья дочь Наталья в 1820 году вышла замуж за состоятельного владимирского помещика героя
Отечественной войны пол­ковника (будущего генерала) Федора Владимировича Акинфова, позже занимавшего высокий пост владимирского губернского предводителя дворянства. Однако имения Акинфовых находились в Ковровском, Покровском и Юрьевском уездах Владимирской губернии, а вязниковскими помещиками они никогда не были.
Правда, почтенный батюшка, развенчав одни басни, невольно создал новую. Говоря о селениях в окрестностях Успенского Погоста, он упоминает деревню Кузьмино, которая в 1810 году якобы была «за князем Иваном Сергеевичем Курагиным». Кого именно имел ввиду Илья Воронков, понять трудно, потому что князей Курагиных в истории никогда не существовало. Были князья Куракины — потомки великого князя Литовского Гедимина. Но в весьма разветвленной генеалогии Куракиных нет ни одного князя Ивана Сергеевича. Впрочем, известен князь Василий Сергеевич Курагин, как бы живший как раз в начале XIX столетия. Только это не историческое лицо, а персонаж классического романа Льва Толстого «Война и мир». Не иначе, как владелец деревни Кузьмино в приходе Успенского Погоста — «брат» толстовского героя? Такой вот исторический анекдот получается.
До конца не проясненной в книге священника Воронкова осталась хронология строительства первых каменных храмов Успенского Погоста. Батюшка правильно указывает, что до 1742 года в Успенском Погосте было два храма: «во имя святой Троицы, возведенный из кирпича (не позднее середины XVII в.) и более древний — в честь Успения Пресвятой Богородицы, предположительно тоже кирпичный».
Далее он пишет так: «Из-за ветхости Успенский храм после 1742 года был упразднен, а в северной части трапезной части Троицкого храма освящен придел в честь Успения Богородицы, простоявший до 1849 года».
Однако автору книги осталась неизвестной клировая ведомость Успенского Погоста за 1829 год (старейший подобного рода документ, уцелевший до наших дней), хранящаяся в фондах Государственного архива Владимирской области. Эта ведомость содержит подробные описания Успенского и Троицкого храмов. Об Успенской церкви там написано следующее:
«Зданием каменная, теплая, приделанная с левой стороны к церкви Троицкой; колокольня при обоих церквях одна, каменная. Сия Успенская церковь по причине древности ветха, вместо коей с 1826 года строится вновь другая каменная с двумя приделами».
О Троицком храме написано так:
«Построена оная церковь тщанием прихожан неизвестно[го] года. Здания каменного с таковою же колокольнею и находится в твердости…»
В этом документе Успенская церковь названа ветхой по причине ее древности. Однако по данным Ильи Воронкова существовавший в первой трети XIX века придельный Успенский храм был построен после 1742 года — то есть не ранее, чем за 87 лет до составления клировой ведомости 1829-го. А о возведенной, по Воронкову, не позднее середины XVII века (то есть не позже 1650 года) Троицкая каменной церкви в той же клировой ведомости указано, что она «находится в твердости». Получается что Троицкий храм, которому уже было не менее 179 лет, не был ветхим и древним и находился в исправном состоянии, а Успенский храм, на 92 года моложе Троицкого, оказался ветхим и древним.
Неувязка очевидна. На самом же деле получается, что вплоть до 1849 года в Успенском Погосте существовал древнейший каменный храм, возведенный ранее Троицкого, то есть до 1650 года. Не исключено, что его сооружение связано с семейством князей Мстиславских, которым Успенский Погост (как и часть нынешних Вязников и значительная часть современного Вязниковского района) принадлежал в первой четверти XVII столетия. Таким образом, Успенская церковь, возможно, являлась старейшим каменным храмом Вязниковского края, наряду со старым вязниковским Никольским собором и храмом вязниковского Благовещенского монастыря.
Что же касается того, что каменный Успенский храм был «приделан» к Троицкому, то, возможно, это просто была неточность клировых ведомостей, которые составляли священники Успенского Погоста. Успенскую и Троицкую церкви соединяла обширная трапезная, которая и была «приделана». Вероятно, за давностью лет в погосте просто позабыли, что и в каком порядке пристраивалось, хотя в то же время о древности Успенской церкви помнили хорошо.
Не исключено, что впредь будут найдены новые, ранее неизвестные источники по истории Успенского Погоста, и тогда все окончательно прояснится. Но уже сейчас ясно, что сохранившийся до наших дней Троицкий храм на этом погосте –
один из уникальных памятников культуры и архитектуры Вязниковского района. И об этом надо знать и помнить. А красивые сказки, увы, сказками и останутся…

Книга священника Ильи Воронкова об Успенском Погосте
Успенский Погост в начале XX века. Справа — Троицкий храм с трапезной
Фрагмент клировой ведомости Успенского Погоста 1829 года об Успенском храме

Новости партнеров

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
11:51, 13.03.2025 0 комментариев
Генерал-оружейник с вязниковскими корнями / Краеведение

Вязники по праву считается городом героев, а соседний Ковров неофициально называют городом оружейников. Однако история знает оружейников и с вязниковскими корнями.


08:43, 13.03.2025 0 комментариев
Защита Родины – священный долг / Земляки

В понедельник, 10 марта, в Вязниках прошла мемориальная церемония, посвящённая участнику специальной военной операции Леониду Нагуевскому. Он доблестно сражался за Отчизну до последних секунд жизни. Наш земляк был посмертно удостоен Ордена мужества. На церемонии награду родственникам героя вручил глава администрации Вязниковского района Игорь Зинин.


теги:
09:09, 11.03.2025 0 комментариев
Возраст Вязниковской слободы увеличился более чем на полвека / Краеведение

История Вязников тесно связана с одним из древнейших селений на вязниковской земле — Пировыми-Городищами. Несмотря на множество книг и публикаций по данной тематике, в прошлом Вязников и Пировых-Городищ до сих пор остается немало белых пятен.


Архив блога