16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
10:05, 19.03.2024

Загадки и сказки Успенского Погоста

/ Краеведение

Старинному Успенскому Погосту, расположенному в южной части Вязниковского района, посвятил книгу столичный священник Илья Воронков. Его книга «Архитектурный ансамбль села Успенский Погост» была выпущена издательством Московской духовной академии в 2022 году. Это труд обширный и обстоятельный, однако даже он не дает ответы на все вопросы, связанные с историей Успенского Погоста.

Стоит отметить, что иерей Воронков развенчивает две популярные легенды, связанные с Успенским Погостом: о том, что ныне существующий Успенский храм погоста был построен местной помещицей Марией Ивановной Римской-Корсаковой по обету о возвращении ее сына с Отечественной войны 1812 года. И о том, что в патриотическом порыве эта барыня якобы переименовала свою деревню Корсаково в приходе Успенского Погоста в Бородино.
Отец Илья упоминает, что об этом писали вязниковские краеведы Донат Обидин и Владимир Цыплев. Батюшка убедительно доказывает, что история с барыней Римской-Корсаковой не более, чем басня. Нет никаких документов о том, что Мария Ивановна участвовала в строительстве Успенского храма, нет сведений о том, что она являлась помещицей приходских селений Успенского Погоста, а деревня Бородино, до сих пор существующая неподалеку, упоминается еще в 1726 году с тем же названием и накануне
Отечественной войны принадлежала князьям Голицыным.
Кстати, можно добавить, что связь у Марии Ивановны Римской-Корсаковой с Владимирской губернией все-таки была. Ее третья дочь Наталья в 1820 году вышла замуж за состоятельного владимирского помещика героя
Отечественной войны пол­ковника (будущего генерала) Федора Владимировича Акинфова, позже занимавшего высокий пост владимирского губернского предводителя дворянства. Однако имения Акинфовых находились в Ковровском, Покровском и Юрьевском уездах Владимирской губернии, а вязниковскими помещиками они никогда не были.
Правда, почтенный батюшка, развенчав одни басни, невольно создал новую. Говоря о селениях в окрестностях Успенского Погоста, он упоминает деревню Кузьмино, которая в 1810 году якобы была «за князем Иваном Сергеевичем Курагиным». Кого именно имел ввиду Илья Воронков, понять трудно, потому что князей Курагиных в истории никогда не существовало. Были князья Куракины — потомки великого князя Литовского Гедимина. Но в весьма разветвленной генеалогии Куракиных нет ни одного князя Ивана Сергеевича. Впрочем, известен князь Василий Сергеевич Курагин, как бы живший как раз в начале XIX столетия. Только это не историческое лицо, а персонаж классического романа Льва Толстого «Война и мир». Не иначе, как владелец деревни Кузьмино в приходе Успенского Погоста — «брат» толстовского героя? Такой вот исторический анекдот получается.
До конца не проясненной в книге священника Воронкова осталась хронология строительства первых каменных храмов Успенского Погоста. Батюшка правильно указывает, что до 1742 года в Успенском Погосте было два храма: «во имя святой Троицы, возведенный из кирпича (не позднее середины XVII в.) и более древний — в честь Успения Пресвятой Богородицы, предположительно тоже кирпичный».
Далее он пишет так: «Из-за ветхости Успенский храм после 1742 года был упразднен, а в северной части трапезной части Троицкого храма освящен придел в честь Успения Богородицы, простоявший до 1849 года».
Однако автору книги осталась неизвестной клировая ведомость Успенского Погоста за 1829 год (старейший подобного рода документ, уцелевший до наших дней), хранящаяся в фондах Государственного архива Владимирской области. Эта ведомость содержит подробные описания Успенского и Троицкого храмов. Об Успенской церкви там написано следующее:
«Зданием каменная, теплая, приделанная с левой стороны к церкви Троицкой; колокольня при обоих церквях одна, каменная. Сия Успенская церковь по причине древности ветха, вместо коей с 1826 года строится вновь другая каменная с двумя приделами».
О Троицком храме написано так:
«Построена оная церковь тщанием прихожан неизвестно[го] года. Здания каменного с таковою же колокольнею и находится в твердости…»
В этом документе Успенская церковь названа ветхой по причине ее древности. Однако по данным Ильи Воронкова существовавший в первой трети XIX века придельный Успенский храм был построен после 1742 года — то есть не ранее, чем за 87 лет до составления клировой ведомости 1829-го. А о возведенной, по Воронкову, не позднее середины XVII века (то есть не позже 1650 года) Троицкая каменной церкви в той же клировой ведомости указано, что она «находится в твердости». Получается что Троицкий храм, которому уже было не менее 179 лет, не был ветхим и древним и находился в исправном состоянии, а Успенский храм, на 92 года моложе Троицкого, оказался ветхим и древним.
Неувязка очевидна. На самом же деле получается, что вплоть до 1849 года в Успенском Погосте существовал древнейший каменный храм, возведенный ранее Троицкого, то есть до 1650 года. Не исключено, что его сооружение связано с семейством князей Мстиславских, которым Успенский Погост (как и часть нынешних Вязников и значительная часть современного Вязниковского района) принадлежал в первой четверти XVII столетия. Таким образом, Успенская церковь, возможно, являлась старейшим каменным храмом Вязниковского края, наряду со старым вязниковским Никольским собором и храмом вязниковского Благовещенского монастыря.
Что же касается того, что каменный Успенский храм был «приделан» к Троицкому, то, возможно, это просто была неточность клировых ведомостей, которые составляли священники Успенского Погоста. Успенскую и Троицкую церкви соединяла обширная трапезная, которая и была «приделана». Вероятно, за давностью лет в погосте просто позабыли, что и в каком порядке пристраивалось, хотя в то же время о древности Успенской церкви помнили хорошо.
Не исключено, что впредь будут найдены новые, ранее неизвестные источники по истории Успенского Погоста, и тогда все окончательно прояснится. Но уже сейчас ясно, что сохранившийся до наших дней Троицкий храм на этом погосте –
один из уникальных памятников культуры и архитектуры Вязниковского района. И об этом надо знать и помнить. А красивые сказки, увы, сказками и останутся…

Книга священника Ильи Воронкова об Успенском Погосте
Успенский Погост в начале XX века. Справа — Троицкий храм с трапезной
Фрагмент клировой ведомости Успенского Погоста 1829 года об Успенском храме

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
16:00, 23.04.2024 0 комментариев
Сибирский размах вязниковских крестьян Бобковых / Краеведение

Вязниковский край дал России немало купеческих династий, которые получили известность в различных уголках великой страны — вплоть до отдаленной Сибири. Среди "вязниковских сибиряков" оказались и купцы Бобковы — выходцы из "экономических" крестьян Вязниковского уезда.


09:10, 2.04.2024 0 комментариев
“Славный и любезный патриарх” российской изящной словесности / Краеведение

Нынешний 2024 год в России объявлен Годом Пушкина. 6 июня мы будем отмечать 225-летие Александра Сергеевича. В этой связи уместно вспомнить лиц, связанных с Вязниковским краем и лично знакомых с великим Пушкиным. Среди них — действительный тайный советник граф Дмитрий Иванович Хвостов — известный литератор, по жене — племянник великого Суворова, а по сословной принадлежности — потомственный дворянин Владимирской губернии.


Архив блога