Первыми чернобыльцы пришли в Пансионат им. Е.П. Глинки, где их встретила заведующая Екатерина Самойлова, встреча проходила в актовом зале. Первым слово взял Владимир Лукичев, председатель местного отделения ООО «Союз Чернобыль». Владимир Юрьевич служил в части Чернобыль-2, видел пожар на станции, стал со своими сослуживцами ликвидатором первых дней аварии, а потом, когда личный состав части передислоцировали, добровольно остался, и выполнял тогда необходимые действия до середины мая. О той катастрофе он знает если не все, то очень и очень многое, чем в доходчивой форме и делится всегда со слушателями.
В его рассказе был сделан упор на то, как ликвидаторам удалось в кратчайшие сроки, ценой неимоверных усилий выполнить главную задачу того времени – построить сооружение «Укрытие». А хроника тех дней такова, что 20 мая началась разработка его проекта, а также возводились уже бетонные заводы под будущее строительство, начались полномасштабные работы по дезактивации территории. Меньше месяца спустя, 15 июня, приступили к монтажу опалубки стены для разделения третьего и четвертого (аварийного) энергоблоков. 28 июня под разрушенным реактором была сооружена бетонная плита. 15 июля установлены передвижные дистанционно управляемые конвейерные линии подачи бетона для опалубки конструкции защитной стенки «Укрытие». 1 августа начались работы по возведению основных конструкций сооружения. Тогда на площадке в три смены работало 8 200 человек.
Время сжалось до предела: 25 августа закончено строительство «пионерных стен», 26 августа в машинном зале 2-ой очереди возведена защитная разделительная стенка между третьим и четвертым энергоблоками. 30 сентября закончена дезактивация их кровли. 10 ноября завершен монтаж северной каскадной стены, а с окончанием строительства западной контрфорсной стены в целом строительство объекта было завершено, и 30 ноября 1986 года государственная комиссия подписала акт о принятии на техническое обслуживание объекта «Укрытие». «Саркофаг» был построен, победа над атомом одержана, основную свою задачу чернобыльцы выполнили с честью, и с тех пор 30 ноября отмечается как День ликвидатора.
Владимир Юрьевич, отдавая должное иностранной технике: немецким кранам и насосам, японским роботам везде отмечал то, что даже техника не могла сделать того, что делали люди, рискуя своим здоровьем и жизнью. Гораздо позже уже французские специалисты спроектировали новый объект защиты от радиации – «Арку». Но рассказать об этом он предложил Олегу Трофимову на глазах которого и происходило это событие. Олег Николаевич прибыл в Чернобыль добровольно в конце лета вместе с тремя друзьями, инженерами-атомщиками, как и он. Его назначили начальником участка по ремонту реакторного оборудования. В его ведении были все три первые энергоблока. Вклад специалистов такого уровня как Олег Трофимов, трудно переоценить. Благодаря им станция продолжала функционировать и давать так необходимую электроэнергию.
Ну и, конечно, интересен был его рассказ о новом сооружении укрытия «Арка», закрывшем начинавший вырабатывать свой защитный ресурс объекта «Укрытие». Сам Олег Николаевич пробыл в Чернобыле 31 год и показал себя не только как знающий и опытный специалист, но и грамотный организатор производства, который мог решать такие производственные вопросы, которые другому были, возможно, и не по плечу. Его высоко ценили не только наши, но и зарубежные специалисты в атомной области. Кроме того, вернувшись в Вязники, он пополнил Чернобыльскую экспозицию некоторыми ценными экспонатами, а также именно с его подачи у нас стали отмечать День ликвидатора.
Ветеран Афганистана и Чернобыля, бывший командир вертолета Владимир Скворцов рассказал о своих товарищах- вертолетчиках, таких, например, как Владимир Журавлев, который уже на второй день аварии делал замеры доз радиации над аварийным реактором, что было необходимо для дальнейших полетов экипажей других вертолетов. Сам он получил запредельную дозу радиации и впоследствии был вынужден покинуть летную работу.
Друг Владимира Александровича, Николай Васильев также в первые дни аварии совершил не один полет над жерлом реактора, сбрасывая в него тонны грузов: песка, свинца и других материалов, призванных пригасить радиоактивное излучение. Сам Владимир Скворцов также летал в зону реактора, выполняя различные поставленные перед ним задачи.
Владимир Чережонов, активист Чернобыльского движения отвечал в зоне отчуждения за ГСМ, в его ведении были бензовозы и другая топливозаправочная техника. Ежедневный подъем в 5 утра, рейсы в зону реактора, где заправлялись машины, бульдозеры, другая техника, не выходящая из зоны отчуждения, снабжение необходимыми запчастями – все было в ведении Владимира Николаевича. Но в первую очередь был интересен его рассказ о днях, проведенных в Чернобыльской зоне, непосредственные впечатления ликвидатора от увиденного: опустевших домов и садов с обильным урожаем плодов и предупреждающих знаков, что территория заражена.
Трудно найти более стойкого и мужественного по жизни человека, чем Алексей Курчаткин. Он всегда там, где трудно, в Чернобыле он, например, не один раз поднимался на крышу третьего энергоблока, очищал ее от радиоактивного мусора, что даже в среде ликвидаторов вызывало уважение. Еще один человек из этой когорты Виталий Гусев выступил со своими стихами, которые были тепло приняты слушателями. Ведь поэтические строки из уст мужественного ликвидатора выражают самую суть подвига чернобыльцев.
Читал свои стихи Виталий Вячеславович и в клубе «Отвага», и в Доме здоровья, где также выступали чернобыльцы. После их выступления пришедшие на встречу пациенты Дома здоровья задали, как это было и на предыдущих встречах, целый ряд интересующих их вопросов, и по объекту «Укрытие» и по «Арке» а также извечный вопрос о причинах аварии на ЧАЭС. Квалифицированные ответы дали им Владимир Лукичев и Олег Трофимов.
Выступили ликвидаторы и перед студенческой аудиторией технико-экономического колледжа. Две группы второго курса пришли с преподавателем Еленой Геннадьевной Забегаловой в музей колледжа, где встречу с чернобыльцами им организовала Наталья Щурий. Наталья Михайловна сама активная участница чернобыльского движения, а также одна из создательниц первой экспозиции по Чернобылю в историко-художественном музее. Кроме того, Наталья Михайловна умеет найти те сокровенные слова, которые оценивают в должной мере подвиг бойцов атомного фронта, как их часто называют, легендарных героев-чернобыльцев.













