Андрей Воскресенский был выходцем из духовного звания, о чем красноречиво свидетельствует «церковная» фамилия. Его отец Ефим Михайлов, еще не имевший фамилии, служил священником в Пятницкой церкви старинного Воскресенского погоста на Гоголевой горе на речке Тетрух (ныне это деревня Галкино в составе муниципального образования «Поселок Никологоры» Вязниковского района). У отца Ефима и его супруги Синклитикии (это такое древнее греческое имя) Андреевны в начале 1800-х гг. родился сын Ефим, который оказался единственным. Кроме него, в 1800 году появилась еще лишь дочка Марья. В немногих биографических материалах указывается, что будущий врач родился в 1810 году. Однако в ту пору его отцу было уже 58 лет, а матери — 49, поэтому, скорее всего, Андрей был лишь несколькими годами старше своей сестры.
Вначале мальчик, чье детство прошло на извилистых живописных берегах Тетруха, пошел по стопам отца: он окончил духовное училище, а потом поступил во Владимирскую духовную семинарию. Именно там Андрей получил фамилию Воскресенский — по наименованию погоста, настоятелем храма которого служил его отец. Для того времени применительно к детям духовенства это была обычная практика. Неожиданно, уже будучи без пяти минут кандидатом в священники, Андрей Воскресенский решил круто изменить свою судьбу. Он решил порвать со своим сословием и стать врачом. В 1827 году, так и не окончив духовную семинарию во Владимире, он отправился в Москву. В первопрестольной он сумел поступить в Московскую медико-хирургическую академию, где выучился на врача-хирурга. Еще будучи студентом академии, Воскресенский был откомандирован в 1830 году в подмосковный город Серпухов, где тогда свирепствовала эпидемия холеры. Холера тогда косила людей по всей стране, но Серпуховской уезд в плане эпидемии выглядел особенно неблагополучно. Еще не врач, хотя уже многое понимавший в медицине, Андрей Воскресенский фактически работал за доктора во временной Серпуховской холерной больнице, сам ежеминутно рискуя заразиться. Так в экстремальных условиях наш земляк получил хорошую медицинскую практику. Во время учебы в Москве и работы «на холере» Воскресенский познакомился со знаменитым доктором Федором Петровичем Гаазом, который прославился гуманным отношением к своим пациентам, в том числе узникам тюрем, на помощь которым он отдавал все свои личные средства.
После окончания академии в 1831 году лекарь Воскресенский получил назначение в гренадерский корпус военных поселений. Там он был определен лекарем Фанагорийского гренадерского генералиссимуса князя Суворова полка, который дислоцировался в Новгородской губернии.
Этим полком командовал участник наполеоновских войн и войны против польских мятежников полковник Петр Григорьевич Поляков. Храбрый боевой офицер, в одном из сражений тяжело контуженный ядром, в качестве полкового командира он был жестоким тираном и непомерным корыстолюбцем. Он немилосердно обирал полк, на смотрах грубо ругал и жестоко избивал солдат до полусмерти, в том числе официально избавленных от телесных наказаний георгиевских кавалеров.
Сослуживец Полякова, племянник и полный тезка героя 1812 года убитого под Тарутиным генерал-лейтената Карла Федоровича Багговута и будущий генерал от инфантерии Карл Федорович Багговут, так вспоминал о нем:
«Поляков был человек богатый, имевший в год не менее 120 тысяч рублей дохода, и не смотря на это, обладавший страшным корыстолюбием. Он страшно давил полк и солдат, выжимая все, что только было возможно. Заставлял солдат заводить на свой средства фуражки, воротники, галстуки и строго преследовал, если это не исполнялось. Однажды перед смотром Государя он приказал переделать старую амуницию на новую средствами самих солдат. Такая переделка обходилась около 2-х рублей на человека».
Лекарю Воскресенскому в качестве полкового врача приходилось постоянно присутствовать на экзекуциях, когда по приказу полковника Полякова солдат били шпицрутенами — специально приготовленными для такого случая палками. Врачу полагалось оценивать состояние здоровья наказуемого, дабы избиение не стало смертельным. На самом деле подобная забота была лишь лицемерием, и даже после прекращения экзекуции ее жертвы порой умирали через несколько часов или даже дней.
В 1836 году Андрей Воскресенский добился перевода из Фанагорийского полка лекарем в Новгородский кадетский корпус, который размещался в бывшем имении графа А. А. Аракчеева в селе Грузино Новгородской губернии. Там он в полной мере проявил не только свое искусство врача, но и человеколюбие, заботясь о кадетах, словно о своих сыновьях. Одновременно он провел исследования источников целебной минеральной воды в Старой Руссе, которые первым обследовал доктор Ф. П. Гааз, использовав его опыт и издав в 1839 году в типографии Военного министерства книгу «Город Старая Русса и его соляно-минеральные источники в медико-топографическом, физико-химическом и врачебном отношениях, с приложением плана города».
Служба А. Е. Воскресенского в кадетском корпусе была оценена начальством, в первую очередь, братом императора Николая I великим князем Михаилом Павловичем. В том же 1839 году Андрей Ефимович был переведен на престижную должность старшего врача лейб-гвардии Финляндского полка, перебравшись из новгородской глуши в столичный Санкт-Петербург. Однако полковой командир финляндцев полковник Александр Сергеевич Вяткин, отличившийся во время восстания декабристов и бывший в чести у царя, хотя и не обирал солдат, но тоже был человеком крайне тяжелым. По свидетельству современников, он отличался крайне вспыльчивым и неприятным характером, часто переходя рамки приличий, в особенности в отношении подчиненных, с которыми не церемонился в выражениях. Тем не менее, пройдя суровую школу военных поселений и полковника Полякова, старший военврач Воскресенский нес свою службу без нареканий и даже получал поощрения.
В 1843 году Андрей Ефимович в чине надворного советника был назначен начальником 2-го отделения медицинского департамента Министерства внутренних дел — достаточно видный административный пост (в структуре департамента имелось всего два отделения). Медицинский департамент осуществлял управление всей гражданской медициной Российской империи, фактически выполняя функции нынешнего Минздрава. В качестве столичного чиновника от медицины А. Е. Воскресенский прослужил два десятка лет, к 1850 году он уже был статским советником, а в 1859-м получил чин действительного статского советника, равный генерал-майору.
Он оставил множество научных работ, посвященных вопросам практической медицины и организации медицинского дела. Медик-хирург Воскресенский являлся активным членом Общества русских врачей в Санкт-Петербурге и заведовал его библиотекой. Скончался он в 1860-е гг. Во время редких отпусков Его Превосходительство врач Воскресенский несколько раз навещал родные места. А сегодня в Вязниковском крае от Воскресенского погоста — малой родины Андрея Ефимовича, не осталось и следа…
Комментарии