Мы её всегда ждем! Только «когда весна придет, не знаю…». Но она обязательно наступит. Сначала, как минимум, «Фатьяновская весна», следом — буйство воды и только потом — краски зелени и первых цветов.
Фестиваль «Фатьяновская весна» — всегда прелюдия к большому Фатьяновскому празднику. Каждый раз, начиная готовиться к брендовому событию Вязниковского края, всей нашей области, мы вспоминаем и разные события, и людей, связанных с ними. Обо всём всегда пишет наша газета «Маяк». В конце 70-х и начале 80-х годов на страницах издания очень часто можно было встретить рисунки Александра Калякина. Хочется немного рассказать об этом творческом человеке.
Александр Алексеевич Калякин родился в 1950 году в Суздале, какое-то время работал в Суздальской реставрационной мастерской, а в середине 70-х годов с семьей переехал в Вязники. Его жена, Маргарита Александровна, работала в районном Доме культуры заведующей постановочной частью театра юного зрителя (был и такой!), потом — на радиовещании.
А.А. Калякин устроился художником-оформителем на фабрике К. Либкнехта: писал объявления и «молнии», создавал плакаты, оформлял стенды различного содержания, выпускал стенгазету. Всё это было актуально в то время.
В семье росли двое детей: дочь Снежанна окончила Владимирский педагогический институт (факультет графики), младший сын Антон увлекся музыкой.
Калякиных покорил колорит маленького зеленого городка. Суздальская красота — белокаменная, вязниковская — деревянная. Когда мастер впервые пришел в редакцию газеты «Маяк» и показал свои работы, их сразу же одобрили и «запустили» в дело. Появилась даже рубрика « Город глазами художника». Так в «Маяке», а также областной газете «Призыв» стали появляться экслибрисы, линогравюры, моногравюры, зарисовки Александра Калякина.
В апреле 1979 года в районном Доме культуры прошла выставка графики и акварели Александра Калякина. В небольших работах художника лирического плана тепло и задушевно было передано настроение автора, его любовь к вязниковским улочкам.
В нашем городе он познакомился с другими художниками, открыто общался с членами литературной группы, но крепкой дружбы ни с кем не заводил в силу своего особенного характера, в котором преобладали, со слов людей, знавших его, особые взгляды на жизнь и приобщение к религии.
«Он был невысокого роста, симпатичный, с черной бородой, плечистый, с какой-то загадочной улыбкой, но с грустью в глазах, в которых читалось разочарование в чем-то в этой жизни»,- писала о нем Татьяна Павловна Малышева.
Калякин часто делал зарисовки к стихам вязниковских поэтов для рубрики «На поэтической волне». В 1979 году обратил внимание на творчество Ирины Саламатиной и к стихотворению «Ушла любовь» подобрал умело и рисунок.
Экслибрисы художника украшали и издаваемые сборники, и книжечки стихов вязниковских поэтов. Из членов литературной группы он чаще всего общался с Борисом Тимофеевичем Симоновым, с которым находил «общий язык». По воспоминаниям вязниковского поэта, Калякин всегда был просто одет, ходил в затёртом костюме, а летом в белой фуражке. В 1984 году Александр подарил Симонову портрет-автограф (линогравюра), прислал по почте из Пучежа, где жил какое-то время.
Говорили, что художника всегда в самых разных жизненных ситуациях выручали книги, их у него было очень много. В блокнот любил записывать короткие фразы, изречения, мысли выдающихся людей. Видимо, ему это помогало. Любил стихи Есенина и песни на стихи Алексея Фатьянова. Пригласительные билеты на Фатьяновский праздник в 1981 и в 1982 годах были оформлены рисунками Калякина. Красивой оказалась и работа «Дом Фатьяновых». То самое здание, в котором открыт Музей Песни. Потом последовала целая серия рисунков, которые художник-график посвятил Фатьянову: «Милые сердцу Фатьяновские вязы» («Маяк», июль 1979 г.), Фатьяновский дом» («Маяк», 19.07. 1979 г.), Фатьяновская тропинка» («Маяк», 08.09.1979 г.), «Улица, на которой жил Фатьянов» («Маяк», 18.01.1981 г.), «В городском саду» («Маяк», 28.08.1982 г.) и другие. Все газетные зарисовки Калякина хранятся в нашем музее. А еще в фонде имеется авторское письмо, написанное Александром Алексеевичем из Суздаля, куда он вновь вернулся после развода с женой. Адресовано оно Фаине Григорьевне Демидовой, которая в то время возглавляла районный отдел культуры. Эпиграфом к письму стали такие слова: «Вся наша жизнь, как жизнь мотылька». Письмо украшено рисунком церкви Бессребренников Косьмы и Дамиана.
Умер художник в 1998 году в Суздале. Жена после развода переехала жить в город Пучеж Ивановской области. О судьбе детей неизвестно. А в истории Фатьяновских праздников навсегда останутся зарисовки удивительно талантливого художника-графика Александра Калякина.
Комментарии