16+
Сообщить новость
Вязниковская общественно-политическая газета Основана в марте 1917 г.
09:40, 14.12.2023

«САМИ ШАГ СДЕЛАЛИ»

/ Чернобыльский набат

С. А. Антонычев — участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Он находился там с первых дней, поскольку служил в части Чернобыль-2,
в непосредственной близости от атомной станции. Вместе с ним служили многие наши земляки, о которых газета уже писала. Расскажем теперь и о нём.

Сергей Анатольевич мстерянин, хотя и родился в Коврове 2 сентября 1966 года. Там его родители, бывшие сельские жители, работали на производстве, жилье снимали. Сергею было два года, когда взрослые решили переехать в совхоз «Мстерский», где им дали квартиру. Позже и отец, и мать перешли на работу на завод «Ювелир». Сергей окончил сначала восемь классов в школе № 12, а среднее образование получил в школе №11. Кроме него в семье подрастала младшая сестрёнка Оля. Чтобы помочь родителям, парень сразу после школы пошел работать на Мстерскую мебельную фабрику.
Уникальность Мстеры в советское время была не только в знаменитых промыслах, но и в большом количестве различных, пусть небольших, но предприятий. Это и Мебельная фабрика, и «Клеёнка», и «Мягкая игрушка», тот же «Ювелир», вот перечень предприятий этого в полном смысле рабочего поселка. Качество продукции всегда было на высоте: скажем, клеёнка и мебель подолгу служили людям. Вот и Сергей Антонычев, работая на Мебельной фабрике, держал, как говорится, марку предприятия.
Перед армией молодой человек окончил трехмесячные курсы электриков в Вязниковской Морской школе. 25 ноября 1984 по повестке явился в военкомат. Сергей помнит, что вместе с ним призвались 28 ребят-земляков. Большую группу новобранцев направили служить в засекреченную воинскую часть Чернобыль-2. Там прошли карантин и курс молодого бойца. «Учебки», как таковой, не было, обучение проходило по ходу службы, а она в основном сосредотачивалась на техническом обслуживании сверхмощной радиолокационной антенны, аналогов которой не было в мире. Питание она получала от Чернобыльской АЭС. Как военный электрик, наш земляк отвечал за освещение антенны. Служба шла своим чередом, пока не случилась авария на станции.
— 26 апреля заступил в наряд по роте, — вспоминает Сергей Анатольевич. – В 8 часов меня поставили на пункт химического назначения. Солнце, утро, трубу «атомки» видно. Генерал пришел, объясняет мне мои задачи. К посту провели полевой телефон с кабелем, который я видел впервые. Генерал говорит: «Если увидите взрыв, позвоните по телефону, — и тут же добавляет, — сынок, пощупай телефон, запомни, где что, если будет атомный взрыв, ты ослепнешь». Когда я сменился и пришел в казарму, то присоединился к ребятам, которые заливали пол водой, чтобы сухого места не было. На следующий день, 27-го, построили роту, спросили: «Добровольцы в район АЭС разгружать свинец с вагонов есть?». Вся рота вышла вперёд. Сами, как говорится, сделали шаг. Разгружали свинец на станции Янино около Припяти. Город был уже пустым. Жителей вывезли накануне автобусами. Там в оцеплении стоял Сергей Рачков, знакомый мстерский художник, но он из другой части. Нас поставили по 8 человек на вагон. «Татры» пришли новенькие с «атомки». Мы в противогазах таскали свинец: бруски по 50 килограммов, с 9 утра и до вечера – 200 болванок на машину. Это 10 тонн. Водила «Татры» привез нам обратным рейсом респираторы. Стало немного легче дышать, но все равно частенько приходилось выливать йод из этих респираторов. Половина нашей роты работала на свинце, другая — грузила песок на берегу Припяти.
Те, кто в курсе чернобыльских событий, помнят, что свинец и песок загружали потом в парашюты, которые вертолетчики сбрасывали в жерло дышавшего радиацией реактора. Правильно это или нет, никто тогда толком не знал. Как бы там ни было, первые дни после аварии были одними из тяжелейших. Никто еще не представлял масштабов случившейся беды, но то, что делали эти ребята, солдаты срочной службы, среди которых было немало и наших земляков, таких, как Сергей Антонычев, трудно переоценить. Они-то фактически и стали первыми ликвидаторами последствий ядерной катастрофы.
Вскоре пришел приказ об эвакуации части, и 1 мая весь её личный состав был вывезен в летний лагерь Киевского военного училища (КВИРТУ), который находился в 28 километрах от Киева. Там солдаты-срочники прошли обследование. У них брали кровь на анализ, давали принимать соответствующие препараты. Через 3 месяца всех распределили по различным воинским частям. Сергей Антонычев дослуживал в г. Любечи, откуда 23 октября 1986 года и был уволен в запас.
Демобилизовавшись, вернулся во Мстеру, на родную мебельную фабрику. Был контролером ОТК, потом обойщиком (сиденья обшивал), бригадиром обойщиков. Работал до конца, в смысле — до закрытия фабрики. Тогда многие производства разваливались – время такое было, а точнее – безвременье. Сергей нашел работу в Мстерском лесничестве, в цехе по производству деревянных ложек: один мастер вырезает ложку (делает «белье»), другой покрывает лаком, третий расписывает – такая технологическая цепочка. Сергей лачил. Потом он решил перейти в строительный отдел завода «Ювелир», где, походив сначала в учениках, стал работать каменщиком.
В 1999 году С.А. Антонычеву дали III группу инвалидности, и с работой каменщика пришлось расстаться, а легкой не нашлось. Через год дали II группу, через пять лет — закрепили её за ним окончательно. Что же касается участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то за него С. А. Антонычев был награжден Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. По характеру наш земляк мягкий и добрый. Несмотря на многие жизненные перипетии, неунывающий, стойкий и, как сейчас говорят, позитивный.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме

Архив новостей
10:19, 14.12.2023 0 комментариев
Обойдённая дата / Чернобыльский набат

До недавнего времени эта дата у нас вообще не отмечалась, хотя в календаре работников Чернобыльской АЭС она значилась как праздничная. Имеется в виду 30 ноября 1986 года, когда было возведено бетонное сооружение укрытия над аварийным реактором 4 энергоблока или, как его стали называть, «саркофаг». Однако вязниковские ликвидаторы решили, что такую важную веху забывать нельзя. В связи с ней активисты стали приглашать на встречи в своей штаб-квартире членов различных общественных организаций города. В прошлом году это были ребята из клуба «Патриот», в этом – группа женщин, пациенток Дома здоровья, а следом за ними – пожилых мужчин, из контингента пансионата им. Елизаветы Глинки.


09:09, 27.04.2023 0 комментариев
ЛЕЙТЕНАНТ ГАЛКИН ШЕЛ ПЕРВЫМ / Чернобыльский набат

Юрий Александрович Галкин – участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Свою вахту там он отстоял в апреле-мае 1987 года. Сегодня хотелось бы рассказать о земляке немного подробнее.


09:06, 27.04.2023 0 комментариев
ГОРЕЛА ПОМИНАЛЬНАЯ СВЕЧА… / Чернобыльский набат

В этом году Чернобыльскую годовщину в п. Октябрьский отмечали на день раньше, а поскольку это была Радуница, приехавшие из Вязников активисты местного отделения ООО «Союз Чернобыль» - Григорий Волков, Владимир Чережонов, Алексей Курчаткин, Владимир Скворцов, Юрий Парфенов - вместе с его председателем Владимиром Лукичевым посетили до начала мероприятия могилы побратимов по Чернобылю на поселковом кладбище. После этого они стали участниками митинга на мемориале в центре поселка, где расположена также и памятная доска в честь героев атомного фронта. Ее в свое время установили чернобыльцы Александр Куделькин и Николай Васильев при поддержке тогдашней главы местной администрации Веры Лапиной.


Архив блога