Впрочем, кукла – не просто детская игрушка. Предки в языческой Руси относились к кукле серьезно. Условно можно выделить три её группы – игровые, обрядовые и обереговые. Куклы служили талисманами, защищали от злых чар и приносили удачу в дом, словом, выполняли множество различных функций.
В просторной светлой «горнице» ДНТ представлены десятки славянских кукол-оберегов. Есть здесь «Желанница», к которой, по поверью, следует привязывать ленточки и приговаривать: «Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни!» — тогда и задуманное сбудется. Есть символ ремесленников — «Кузьма и Демьян», кукла молодоженов — «Неразлучники», «Пеленашки», «День и ночь», мужской оберег — «Солнечный конь»…
На мастер-классе делали куклу «Ведучку» или «Ведущую в жизнь» – одну из самых сложных в исполнении. Мастерить «Ведучку» на Руси бралась та, которая хотела быть хорошей матерью, понимающей, что хочет ее ребенок. У этой куклы особое строение: руки матери и ребенка – единое целое. Такая скрутка символизирует тесную связь матери и дитя.
— Славянская кукла делалась для того, чтобы нести добро и позитивные эмоции, — говорит Алла Солодова, – поэтому и женщина, которая ее местерила, должна была быть честной и порядочной, здоровой. Только в этом случае кукла «заряжалась» положительной энергией. «Ведучка» – кукла необычная, в основе ее лежит дерево, в идеале – береза, символизирующая чистоту.
Женщины внимательно изучают деревянные чурбачки длиной сантиметров 20-25, которым предстоит стать основой будущей куклы. Искривления и сучки не важны – позднее они скроются под широкой юбкой. Важно, чтобы ровной была лишь одна часть – та, где будет голова. Чурбачки нужно обмотать полоской ткани и обвязать нитками, желательно – красными.
— Красная нить всегда считалась обережной, — рассказывает наставница, — носящей в себе силу, которая способна охранять. Именно поэтому красной нитью связывали все элементы в обрядовых куклах на Руси.
Голову «Ведучки» мастер предлагает сделать из синтепона, обернув им конец чурбачка. Синтепона можно взять побольше – он обожмется потом вторым лоскутом белой ткани.
Ловкие руки мастериц обжимают головку материей, обвязывают ее, убирая складки на затылок куклы, делая ровным «лицо». Немаловажно, чтобы лоскут ткани был достаточно большим: он закроет пышную грудь «Ведучки», выполненную из того же синтепона.
Следующий этап – руки, а точнее – одна рука «Ведучки». Она делается из единого куска плотно скатанной ткани, оба конца которой крепятся возле шеи куклы, а образовавшаяся петелька опускается на живот.
— Ножницы и иглу при изготовлении этой куклы применять не принято, — говорит Алла Солодова. – «Ведучка», «Берегиня» или «Желанница» – это, в первую очередь, подруга. А друзей не колют и не режут.
Впрочем, совсем без ножниц не обошлось. Алла Валерьевна складывает вчетверо квадратик синей ткани, отрезает один угол, затем делает напротив надрез, разворачивает – исподняя рубашка «Ведучки» готова!
Юбку делают из куска цветастой ткани. Здесь можно проявить фантазию. Например, положить сверху кружевной передник или смастерить двойную юбку. Надеть ее на «Ведучку» проще простого: переворачиваем куклу вниз головой, оборачиваем тканью так, чтобы получился своего рода колокольчик, подвязываем.
Малыша делаем по тому же принципу, что и «маму». Только на сей раз в основе куклы нет деревянного чурбачка, можно обойтись и без синтепона. Последний штрих – повязать «Ведучке» на голову яркий платок.
Вот вы и научились делать одну из самых сложных славянских кукол. Сложнее, как уверила наставница, только «Солнечный конь».
Комментарии